Итак, в предыдущих уроках мы создали новый проект и определились с темпом для нашей песни.
А сейчас займёмся написанием музыкальных партий для наших виртуальных музыкантов.
Для начала создадим эти партии - просто выберем инструмент "карандаш" и нарисуем справа от каждого миди-трека регионы, обычные прямоугольники, в которых позже будут размещаться миди-сообщения для треков.
Достаточно будет создать партии длиной 4 такта:
И теперь, открывая эти партии двойным щелчком мыши или клавишей Enter (Key Editor), пишем туда ноты - инструментом "карандаш" рисуем прямоугольники в сетке. Слева мы видим виртуальную фортепианную клавиатуру - по ней и ориентируемся, какой высоты должна быть нота. А по вертикальной сетке определяем, какой длительности должна быть нота и в каком месте должно начаться её воспроизведение.
В видео ниже - написание партии для синтезатора (pad) - была использована элементарная последовательность аккордов, каждый из 3-х звуков. И, поскольку длительность нот у нас целые (1/1), то и в поле Квантайз (размер сетки) выберем этот параметр.
Что это значит. Квантайз определяет размер вертикальной сетки - если выбрать 1/8, то сетка будет показываться каждую восьмую долю такта, если 1/16 - каждую шестнадцатую. И вводимые нами миди-сообщения будут призываться к этой сетке. Поэтому, если мы знаем, что ноты будут у нас на каждую четверть такта, то удобней сразу выбрать квантизацию 1/4 - при вводе миди-сообщений они будут точно попадать на четверти такта.
А вот, что касается длительности нот (например, нужно на каждую четвертную долю такта писать восьмыми длительностями), то за это отвечает находящийся рядом параметр Quantize Length:
Там вы выбираете длительность вводимых сообщений.
Но лучше на этот параметр не отвлекаться и оставить там значение Quantize Link - это значит, что длительность нот будет совпадать с размером сетки. Лучше потом по мере надобности вручную изменить длительность нот.
Конечно, правильней всего писать музыкальные партии в нотном редакторе (Score Editor), и потом вы освоите его. Но, дело в том, что бОльшую часть работы над миди-сообщениями удобней делать именно в редакторе клавиш (Key Editor) - здесь и работа с velocity, а также с другими миди-контроллерами (expression, pitchbend и т. п.), и правка сообщений (разрезание, перемещение, mute и т. п.)
В общем, все редакторы полезны и надо уметь их сочетать.
Итак, мы создали простую гармоническую последовательность трезвучий. Теперь сделаем партию для гитары - сделаем ей ту же самую последовательность и сымитируем арпеджио. В будущем вы будете писать партии посложнее той, что мы сделаем сейчас, но мы ведь просто тренируемся пока.
Открываем "Редактор клавиш" трека Pad и копируем оттуда все ноты - выделяем их мышью (или Ctrl+A), затем в меню Edit - Copy (или Ctrl+C). Открываем партию трека Guit и вставляем скопированные ноты в неё, Edit - Paste (или Ctrl+V). Послушаем - нажмём на миди-треке гитары кнопку S - соло.
Звучат "голые" трезвучия на каждый такт - это не очень красиво. Воспользуемся миди-эффектом Arpache - в панели Инспектора выберем раздел MIDI Inserts, щёлкнем мышью по пустому слоту и выберем Arpache 5. Как вы уже догадались, этот плагин будет превращать аккордовые последовательности в арпеджио. Можете поэкспериментировать с настройками:
На видео в конце вы можете заметить, как был использован миди-контроллер sustain, имитирующий фортепианную педаль: нажали на неё - все ноты продолжают звучать, "отпустили" - звучание прерывается. Редактирование параметров этого контроллера делается на дополнительной линии, внизу Редактора клавиш, там же отображается по умолчанию параметр velocity. Чтобы добавить новую такую линию, нажмите плюсик (как на видео), либо в уже имеющейся линии - слева в выпадающем меню выберите нужный контроллер.
Вы можете совсем скрыть линии контроллеров, нажав на минусы, если вам они пока не требуются. Чтобы они появились снова, щёлкните пр. кнопкой в окне Редактора клавиш и выберите Create New Controller Lane.
Далее создаём басовую партию. Тут всё просто: на первую долю основная нота гармонического трезвучия, если это до-мажор, то первая нота - До, если ре-минор, то - Ре. Можно разнообразить партию добавочными нотами - на усмотрение. Простой вариант - на видео ниже:
Теперь - с партией ударных. Для удобства её написания в Кубэйсе есть возможность переключить редактор клавиш миди-трека в режим барабанной карты: в панели Инспектора, в поле Drum Map
выберем барабанную карту - GM Map, это ту, что по умолчанию имеется в Кубэйсе. Теперь, открыв двойным щелчком партию трека ударных мы видим слева уже не фортепианную клавиатуру, а названия ударных инструментов (Bass Drum, Side Stick и т. д.), щёлкая мышью по пустому полю, слева от названия инструмента, мы можем прослушать его звучание. Сами ноты теперь рисуются не карандашом, а инструментом Drumstick (на вид как барабанная палочка) и выглядят они как ромбики, т. е. их нельзя растянуть по длительности (да и зачем, ведь звуки ударных не имеют определённой длительности).
Партия ударных пишется, в основном, так: на первую долю бас-барабан (Bass Drum), на вторую - малый (Snare), и для украшения - металлические (Hat, Crash и т. п.)
Понятно, что в будущем вы сможете придумывать более сложные партии, но пока потренируйтесь. Достаточно создать партию длиной в один такт, а потом при помощи команды Duplicate размножить этот такт. Щёлкаете пр. кнопкой по региону - Edit - Duplicate.
Я обычно пользуюсь другим способом копирования. Выделяю нужное, и при зажатой клавише Alt перетягиваю то, что нужно скопировать, в нужное место (можно и группу нот копировать и другие объекты). Опробуйте этот способ - он вам не раз пригодится.
Ну вот, "минусовка" из 4-х тактов для нашей песни почти готова. Теперь откроем микшер (F3) и убавим громкозвучащие инструменты - ударные и Pad. Затем выделим все партии инструментов (Ctrl+A) и функцией Duplicate (Edit - Duplicate или Ctrl+D) увеличим длительность звучания. Послушаем...
В следующем уроке займёмся звукозаписью.
Создать песню на компьютере - часть 4
А сейчас займёмся написанием музыкальных партий для наших виртуальных музыкантов.
Для начала создадим эти партии - просто выберем инструмент "карандаш" и нарисуем справа от каждого миди-трека регионы, обычные прямоугольники, в которых позже будут размещаться миди-сообщения для треков.
Достаточно будет создать партии длиной 4 такта:
И теперь, открывая эти партии двойным щелчком мыши или клавишей Enter (Key Editor), пишем туда ноты - инструментом "карандаш" рисуем прямоугольники в сетке. Слева мы видим виртуальную фортепианную клавиатуру - по ней и ориентируемся, какой высоты должна быть нота. А по вертикальной сетке определяем, какой длительности должна быть нота и в каком месте должно начаться её воспроизведение.
В видео ниже - написание партии для синтезатора (pad) - была использована элементарная последовательность аккордов, каждый из 3-х звуков. И, поскольку длительность нот у нас целые (1/1), то и в поле Квантайз (размер сетки) выберем этот параметр.
Что это значит. Квантайз определяет размер вертикальной сетки - если выбрать 1/8, то сетка будет показываться каждую восьмую долю такта, если 1/16 - каждую шестнадцатую. И вводимые нами миди-сообщения будут призываться к этой сетке. Поэтому, если мы знаем, что ноты будут у нас на каждую четверть такта, то удобней сразу выбрать квантизацию 1/4 - при вводе миди-сообщений они будут точно попадать на четверти такта.
А вот, что касается длительности нот (например, нужно на каждую четвертную долю такта писать восьмыми длительностями), то за это отвечает находящийся рядом параметр Quantize Length:
Там вы выбираете длительность вводимых сообщений.
Но лучше на этот параметр не отвлекаться и оставить там значение Quantize Link - это значит, что длительность нот будет совпадать с размером сетки. Лучше потом по мере надобности вручную изменить длительность нот.
Конечно, правильней всего писать музыкальные партии в нотном редакторе (Score Editor), и потом вы освоите его. Но, дело в том, что бОльшую часть работы над миди-сообщениями удобней делать именно в редакторе клавиш (Key Editor) - здесь и работа с velocity, а также с другими миди-контроллерами (expression, pitchbend и т. п.), и правка сообщений (разрезание, перемещение, mute и т. п.)
В общем, все редакторы полезны и надо уметь их сочетать.
Итак, мы создали простую гармоническую последовательность трезвучий. Теперь сделаем партию для гитары - сделаем ей ту же самую последовательность и сымитируем арпеджио. В будущем вы будете писать партии посложнее той, что мы сделаем сейчас, но мы ведь просто тренируемся пока.
Открываем "Редактор клавиш" трека Pad и копируем оттуда все ноты - выделяем их мышью (или Ctrl+A), затем в меню Edit - Copy (или Ctrl+C). Открываем партию трека Guit и вставляем скопированные ноты в неё, Edit - Paste (или Ctrl+V). Послушаем - нажмём на миди-треке гитары кнопку S - соло.
Звучат "голые" трезвучия на каждый такт - это не очень красиво. Воспользуемся миди-эффектом Arpache - в панели Инспектора выберем раздел MIDI Inserts, щёлкнем мышью по пустому слоту и выберем Arpache 5. Как вы уже догадались, этот плагин будет превращать аккордовые последовательности в арпеджио. Можете поэкспериментировать с настройками:
- Step Size - это скорость нот, которыми исполняется арпеджио - здесь разные длительности, включая триоли и ноты с точкой.
- Length - длина образовавшихся нот. Например, чтобы имитировать звучание открытых струн, можно выбрать большее значение, т. е. когда начинает играть след. нота, предыдущая продолжает звучать.
- Key Range - диапазон арпеджио. Здесь вы можете растянуть его до нескольких октав в высоту, либо ограничить одной октавой или даже меньше.
На видео в конце вы можете заметить, как был использован миди-контроллер sustain, имитирующий фортепианную педаль: нажали на неё - все ноты продолжают звучать, "отпустили" - звучание прерывается. Редактирование параметров этого контроллера делается на дополнительной линии, внизу Редактора клавиш, там же отображается по умолчанию параметр velocity. Чтобы добавить новую такую линию, нажмите плюсик (как на видео), либо в уже имеющейся линии - слева в выпадающем меню выберите нужный контроллер.
Вы можете совсем скрыть линии контроллеров, нажав на минусы, если вам они пока не требуются. Чтобы они появились снова, щёлкните пр. кнопкой в окне Редактора клавиш и выберите Create New Controller Lane.
Далее создаём басовую партию. Тут всё просто: на первую долю основная нота гармонического трезвучия, если это до-мажор, то первая нота - До, если ре-минор, то - Ре. Можно разнообразить партию добавочными нотами - на усмотрение. Простой вариант - на видео ниже:
Теперь - с партией ударных. Для удобства её написания в Кубэйсе есть возможность переключить редактор клавиш миди-трека в режим барабанной карты: в панели Инспектора, в поле Drum Map
выберем барабанную карту - GM Map, это ту, что по умолчанию имеется в Кубэйсе. Теперь, открыв двойным щелчком партию трека ударных мы видим слева уже не фортепианную клавиатуру, а названия ударных инструментов (Bass Drum, Side Stick и т. д.), щёлкая мышью по пустому полю, слева от названия инструмента, мы можем прослушать его звучание. Сами ноты теперь рисуются не карандашом, а инструментом Drumstick (на вид как барабанная палочка) и выглядят они как ромбики, т. е. их нельзя растянуть по длительности (да и зачем, ведь звуки ударных не имеют определённой длительности).
Партия ударных пишется, в основном, так: на первую долю бас-барабан (Bass Drum), на вторую - малый (Snare), и для украшения - металлические (Hat, Crash и т. п.)
Понятно, что в будущем вы сможете придумывать более сложные партии, но пока потренируйтесь. Достаточно создать партию длиной в один такт, а потом при помощи команды Duplicate размножить этот такт. Щёлкаете пр. кнопкой по региону - Edit - Duplicate.
Я обычно пользуюсь другим способом копирования. Выделяю нужное, и при зажатой клавише Alt перетягиваю то, что нужно скопировать, в нужное место (можно и группу нот копировать и другие объекты). Опробуйте этот способ - он вам не раз пригодится.
Ну вот, "минусовка" из 4-х тактов для нашей песни почти готова. Теперь откроем микшер (F3) и убавим громкозвучащие инструменты - ударные и Pad. Затем выделим все партии инструментов (Ctrl+A) и функцией Duplicate (Edit - Duplicate или Ctrl+D) увеличим длительность звучания. Послушаем...
В следующем уроке займёмся звукозаписью.
Создать песню на компьютере - часть 4