Как я и обещал ранее, начинаю детальный обзор нотного редактора Кубэйса.
Конечно же, мы не только посмотрим, какие функции у этого редактора, но и попробуем их в действии. Как и в случае с песней на компьютере пройдём весь путь - от написания первой ноты до распечатки нотного листа.
Вообще, в Кубэйсе нет разницы, в каком именно редакторе писать ноты - в нотном или в редакторе клавиш и на звучание это никак не влияет. И что отличает Кубэйс от специализированных нотных редакторов (Finale, Sibelius) - так это то, что, создав нотную партитуру, можно зайти в редактор клавиш и поработать уже не только над её видом, но и над самим звуком - здесь и экспрессия и velocity, pitchbend и просто - небольшие изменения длительности.
Давайте создадим проект, добавим туда для начала три миди-трека и дадим им инструменты - пианино, контрабас и кларнет - из HalioneOne. Контрабас - обычный инструмент, пианино - полифонический, а кларнет - транспонирующий. Вот на их примерах и поработаем с нотами.
Создаём партии - в окне проекта рисуем трекам одинаковые регионы. Теперь выделяем их все и открываем в нотном редакторе - меню Scores - Open Selection или Ctrl+R. По умолчанию мы видим нотные станы в виде ленты - это самый удобный вид для работы. А вот в режим страницы (Scores - Page Mode) стоит переключаться только на конечном этапе работы с партитурой, при подготовке к печати. Можно настроить длину этой ленты, задать, сколько тактов должно помещаться в ширину экрана. Зайдите в настройки (File - Preferences), перейдите на вкладку Scores - Editing и в поле "Default Number of Bar per Staff" введите нужное значение - в окно теперь будет помещаться это кол-во тактов.
Вновь вернёмся в нотный редактор и будем настраивать вид нотных станов. Все настройки делаются в окне, вызываемом из меню Scores - Settings. Рекомендую назначить "горячие клавиши" для вызова этого окна (File - Key commands - вкладка Score), потому что к нему нередко придётся обращаться в процессе работы.
Давайте рассмотрим их по порядку. С разделом Staff Names всё понятно - это название, в разделе Clef/Key выбирается ключ (левая прокрутка) и ключевые знаки (правая). Причём, поставив галочку на "Lower Staff", можно установить для нижнего нотоносца фортепиано не басовый ключ (как по умолчанию), а какой-н. другой, например, скрипичный.
Если поставить галочку на Local Keys, вы сможете задать ключевые знаки отдельно для инструмента. Например, у всех будет тональность ре-диез минор, а у одного (с Local Keys) ми-бемоль минор.
В разделе Quantize вы задаёте минимальные размеры отображения нот и пауз, не реальную их длительность, а именно вид. Что это значит. В примере ниже написана мелодия, короткими шестнадцатыми (будто стаккато). Для Notes и Rests (паузы) выбрана квантизация 16-ми.
Смотрится не очень правильно, хоть и звучит так, как надо. И здесь два варианта - либо увеличить вид нот (Notes) до 8-х, либо сделать это с паузами (что, скорей всего, будет правильней). После этого чтение нот становится гораздо понятней, а для читателя этих нот мы просто покажем, что эти ноты играются на стаккато, причём понятными музыкальными символами - точками.
AutoQuantize активирован, с этой функцией триоли похожи сами на себя и их удобней вписывать в нотоносец. Если снять галочку, то все триоли превратятся в ноты с точкой, да ещё и будут "налезать" друг на друга. Так что, если будете использовать в партитуре триоли, пусть галочка стоит.
В разделе "Interpretation Options" выбирается отображение синкоп. Здесь уже на ваше усмотрение. Просто сравните два варианта видов, первый с отключенной синкопацией (Off), второй с полной (Full).
Relax применяет синкопацию в некоторых случаях, известных, наверное, программе.
Установка галочки Consolidate Rests объединяет несколько идущих подряд пауз в одну:
А вот No Overlap делает ноты, звучащие одновременно, но имеющие разную длительность, одной длины (визуально). Как это выглядит в редакторе клавиш:
Т. е. длинная нота визуально укоротилась до той короткой, с которой одновременно зазвучала.
Вообще, все эти галочки лучше не трогать и оставить так, как они были настроены в пресете, особенно если в вашей партитуре ноты разных длительностей и ритмов, иначе программа будет равнять всю вашу разнообразность "под одну гребёнку". Лучше потом, при помощи других инструментов и функций поработать над видом отдельных нот или групп нот.
Поэтому, выбрав пресеты, можно смело начинать писать ноты - они и так будут хорошо вводиться и отображаться. И поменять можно разве что "Display Quantize" - Rests, сделать минимальное отображение пауз не четвертными, а 8-ми длительностями, чтобы округление длительностей нот было не большим.
В следующих статьях мы продолжим изучать нотный редактор Кубэйса...
Работа в Score Editor - транспонирование
Конечно же, мы не только посмотрим, какие функции у этого редактора, но и попробуем их в действии. Как и в случае с песней на компьютере пройдём весь путь - от написания первой ноты до распечатки нотного листа.
Вообще, в Кубэйсе нет разницы, в каком именно редакторе писать ноты - в нотном или в редакторе клавиш и на звучание это никак не влияет. И что отличает Кубэйс от специализированных нотных редакторов (Finale, Sibelius) - так это то, что, создав нотную партитуру, можно зайти в редактор клавиш и поработать уже не только над её видом, но и над самим звуком - здесь и экспрессия и velocity, pitchbend и просто - небольшие изменения длительности.
То есть в Кубэйсе можно помимо партитуры озвучить готовую музыкальную пьесу.
Например, пьеску ниже я написал как партитуру, но потом поработал над "исполнением" в редакторе клавиш и сделал готовое оркестровое произведение.Давайте создадим проект, добавим туда для начала три миди-трека и дадим им инструменты - пианино, контрабас и кларнет - из HalioneOne. Контрабас - обычный инструмент, пианино - полифонический, а кларнет - транспонирующий. Вот на их примерах и поработаем с нотами.
Создаём партии - в окне проекта рисуем трекам одинаковые регионы. Теперь выделяем их все и открываем в нотном редакторе - меню Scores - Open Selection или Ctrl+R. По умолчанию мы видим нотные станы в виде ленты - это самый удобный вид для работы. А вот в режим страницы (Scores - Page Mode) стоит переключаться только на конечном этапе работы с партитурой, при подготовке к печати. Можно настроить длину этой ленты, задать, сколько тактов должно помещаться в ширину экрана. Зайдите в настройки (File - Preferences), перейдите на вкладку Scores - Editing и в поле "Default Number of Bar per Staff" введите нужное значение - в окно теперь будет помещаться это кол-во тактов.
Вновь вернёмся в нотный редактор и будем настраивать вид нотных станов. Все настройки делаются в окне, вызываемом из меню Scores - Settings. Рекомендую назначить "горячие клавиши" для вызова этого окна (File - Key commands - вкладка Score), потому что к нему нередко придётся обращаться в процессе работы.
На вкладке Staff находятся все основные настройки нотного стана. Лучше всего сразу воспользоваться готовыми пресетами - разработчики предусмотрели почти все инструменты и настройки для них.
Щёлкаем в поле Presets и выбираем. Для пианино, конечно же, jazz-pop - piano. Все поля сразу заполнятся автоматически. После этого главное - не забыть нажать кнопку "Apply", только тогда изменения сработают. Делать это (нажимать Apply) надо после всех изменений в настройках.Давайте рассмотрим их по порядку. С разделом Staff Names всё понятно - это название, в разделе Clef/Key выбирается ключ (левая прокрутка) и ключевые знаки (правая). Причём, поставив галочку на "Lower Staff", можно установить для нижнего нотоносца фортепиано не басовый ключ (как по умолчанию), а какой-н. другой, например, скрипичный.
Если поставить галочку на Local Keys, вы сможете задать ключевые знаки отдельно для инструмента. Например, у всех будет тональность ре-диез минор, а у одного (с Local Keys) ми-бемоль минор.
В разделе Quantize вы задаёте минимальные размеры отображения нот и пауз, не реальную их длительность, а именно вид. Что это значит. В примере ниже написана мелодия, короткими шестнадцатыми (будто стаккато). Для Notes и Rests (паузы) выбрана квантизация 16-ми.
Смотрится не очень правильно, хоть и звучит так, как надо. И здесь два варианта - либо увеличить вид нот (Notes) до 8-х, либо сделать это с паузами (что, скорей всего, будет правильней). После этого чтение нот становится гораздо понятней, а для читателя этих нот мы просто покажем, что эти ноты играются на стаккато, причём понятными музыкальными символами - точками.
AutoQuantize активирован, с этой функцией триоли похожи сами на себя и их удобней вписывать в нотоносец. Если снять галочку, то все триоли превратятся в ноты с точкой, да ещё и будут "налезать" друг на друга. Так что, если будете использовать в партитуре триоли, пусть галочка стоит.
В разделе "Interpretation Options" выбирается отображение синкоп. Здесь уже на ваше усмотрение. Просто сравните два варианта видов, первый с отключенной синкопацией (Off), второй с полной (Full).
Relax применяет синкопацию в некоторых случаях, известных, наверное, программе.
Установка галочки Consolidate Rests объединяет несколько идущих подряд пауз в одну:
без объединения
с объединением
Пункт Clean Length делает то же самое, что и настройки в разделе "Display Quantize" - "округляет" длительность нот.А вот No Overlap делает ноты, звучащие одновременно, но имеющие разную длительность, одной длины (визуально). Как это выглядит в редакторе клавиш:
то же самое в нотном:
А это после включения No Overlap:
Т. е. длинная нота визуально укоротилась до той короткой, с которой одновременно зазвучала.
Вообще, все эти галочки лучше не трогать и оставить так, как они были настроены в пресете, особенно если в вашей партитуре ноты разных длительностей и ритмов, иначе программа будет равнять всю вашу разнообразность "под одну гребёнку". Лучше потом, при помощи других инструментов и функций поработать над видом отдельных нот или групп нот.
Поэтому, выбрав пресеты, можно смело начинать писать ноты - они и так будут хорошо вводиться и отображаться. И поменять можно разве что "Display Quantize" - Rests, сделать минимальное отображение пауз не четвертными, а 8-ми длительностями, чтобы округление длительностей нот было не большим.
В следующих статьях мы продолжим изучать нотный редактор Кубэйса...
Работа в Score Editor - транспонирование