Ранее мы разобрались с настройками вида нотносцев, а также с отображением в партитуре партий для транспонирующих инструментов.
Теперь перейдём с вкладки Main ("Score Settings") на вкладку Options. Здесь присутствуют дополнительные настройки отображения нот для нотоносца.
Switches - параметры для штилей нот и их объединения по группам.
Установив галочку на "Flat Beams", вы сделаете линии (Beams), объединяющие штили нот ровными по горизонтали, а не наклоняющимися относительно высоты нот:
Если поставить галочку на "No Beams", тогда ноты не будут группироваться, а будут каждая по отдельности. Такой режим отображения подойдёт для партии голоса, где каждый слог приходится на отдельную ноту:
Действие остальных параметров из раздела Switches видно уже в процессе работы над партитурой в сочетании с ручным группированием. Сразу попробуем этот метод.
Начните вводить одному из инструментов ноты шестнадцатыми длительностями. Выберите эту длительность в блоке кнопок:
указатель мыши примет вид ноты - это инструмент Insert Note, который, кстати, можно выбрать и в верхней панели инструментов:
Затем поставьте на нотоносец, например, 8 нот, можно обычную гамму.
По умолчанию шестнадцатые ноты группируются по четыре штуки, но иногда требуется сгруппировать по-другому. Выберите для мыши инструмент Object Selection, это простая стрелка в той же панели инструментов, и этой стрелкой выделите группу нот, над которой будете работать - все восемь.
Теперь щёлкните пр. кнопкой по одной из выделенных нот - откроется подменю, нас интересует группировка Group/Ungroup - Beam:
После этого все выбранные ноты объединятся линейкой в одну группу.
Вновь вернёмся к разделу Switches в настройках и посмотрим, как действуют остальные его параметры. Если вы снимете галочку с "Beam Subgroups", то группа объединённых нот не будет разбиваться на подгруппы, как это делается обычно в нотной записи:
Сравните с вариантом при установленной галочке, когда группа всё же делится на подгруппы:
Всё-таки вариант с разделением на подгруппы более удобен для чтения нот, потому лучше эту галочку оставить.
А вот следующий пункт "16th Subgroups" делит группу 16-тых ещё надвое - установка этой галочки больше подойдёт для произведений с не обычными размерами, вроде 4/4 или 2/4 (также 3/4), а с более мелкими - например, 6/8 или 10/8 - в общем там, где доли такта идут восьмыми. Сравните варианты - без "16th Subgroups":
и с разделением:
Второй вариант более удобен для чтения (кстати, работает только с установленной галочкой на предыдущем параметре - "16th Subgroups").
С группировкой штилей разобрались, теперь перейдём в следующий раздел вкладки "Options" - System Sizes. По названию уже понятно, что здесь настраиваются размеры линий в нотоносцах. Самый первый параметр - System Lines - указывает количество линий в нотоносце. Обычно их пять, но иногда требуется изменить их кол-во, например, для гитарной табулатуры использовать 6 штук, а для бас-гитары сделать 4 линии.
Параметр Add Space изменяет расстояние между линиями. Опять же, для той же табулатуры требуется больше расстояния - можно увеличить этот параметр и сделать нотоносец шире.
И последний параметр Size меняет общий размер выбранного нотоносца, включая всё, что на нём находится - ключ, ключевые знаки, сами ноты и т. д.
В разделе Note Limits вы можете ограничить диапазон отображаемых в партитуре нот. Все ноты, вышедшие за этот диапазон будут отображаться светло-серым цветом, а если вы зайдёте в настройки (File - Preferences - Score - Editing) и поставите галочку рядом с "Hide Notes Beyond Limits", тогда эти ноты вообще не будут отображаться в партитуре.
Ну и раздел "Score Drum Map" настраивает вид нотносца для ударных, а в разделе "Fixed Stems" вы ограничиваете высоту штилей для разных "голосов" в ударных - высота не будет превышать заданных значений:
Опять же, если вы выбрали Presets - Jazz+pop - Drumset, то делать какие-то настройки в этих разделах не обязательно, разве что сделать нотоносец из одной линии (как для некоторой перкуссии симфонического оркестра), установив галочку на "Single Line Drum Stuff".
Теперь перейдём с вкладки Main ("Score Settings") на вкладку Options. Здесь присутствуют дополнительные настройки отображения нот для нотоносца.
Switches - параметры для штилей нот и их объединения по группам.
Установив галочку на "Flat Beams", вы сделаете линии (Beams), объединяющие штили нот ровными по горизонтали, а не наклоняющимися относительно высоты нот:
"Flat Beams" выключен.
"Flat Beams" включен.
Наклон всё же нужен, т. к. дополнительно помогает при чтении нот определять движение мелодии.Если поставить галочку на "No Beams", тогда ноты не будут группироваться, а будут каждая по отдельности. Такой режим отображения подойдёт для партии голоса, где каждый слог приходится на отдельную ноту:
Действие остальных параметров из раздела Switches видно уже в процессе работы над партитурой в сочетании с ручным группированием. Сразу попробуем этот метод.
Начните вводить одному из инструментов ноты шестнадцатыми длительностями. Выберите эту длительность в блоке кнопок:
указатель мыши примет вид ноты - это инструмент Insert Note, который, кстати, можно выбрать и в верхней панели инструментов:
Затем поставьте на нотоносец, например, 8 нот, можно обычную гамму.
По умолчанию шестнадцатые ноты группируются по четыре штуки, но иногда требуется сгруппировать по-другому. Выберите для мыши инструмент Object Selection, это простая стрелка в той же панели инструментов, и этой стрелкой выделите группу нот, над которой будете работать - все восемь.
Теперь щёлкните пр. кнопкой по одной из выделенных нот - откроется подменю, нас интересует группировка Group/Ungroup - Beam:
После этого все выбранные ноты объединятся линейкой в одну группу.
Вновь вернёмся к разделу Switches в настройках и посмотрим, как действуют остальные его параметры. Если вы снимете галочку с "Beam Subgroups", то группа объединённых нот не будет разбиваться на подгруппы, как это делается обычно в нотной записи:
Сравните с вариантом при установленной галочке, когда группа всё же делится на подгруппы:
Всё-таки вариант с разделением на подгруппы более удобен для чтения нот, потому лучше эту галочку оставить.
А вот следующий пункт "16th Subgroups" делит группу 16-тых ещё надвое - установка этой галочки больше подойдёт для произведений с не обычными размерами, вроде 4/4 или 2/4 (также 3/4), а с более мелкими - например, 6/8 или 10/8 - в общем там, где доли такта идут восьмыми. Сравните варианты - без "16th Subgroups":
и с разделением:
Второй вариант более удобен для чтения (кстати, работает только с установленной галочкой на предыдущем параметре - "16th Subgroups").
С группировкой штилей разобрались, теперь перейдём в следующий раздел вкладки "Options" - System Sizes. По названию уже понятно, что здесь настраиваются размеры линий в нотоносцах. Самый первый параметр - System Lines - указывает количество линий в нотоносце. Обычно их пять, но иногда требуется изменить их кол-во, например, для гитарной табулатуры использовать 6 штук, а для бас-гитары сделать 4 линии.
Параметр Add Space изменяет расстояние между линиями. Опять же, для той же табулатуры требуется больше расстояния - можно увеличить этот параметр и сделать нотоносец шире.
И последний параметр Size меняет общий размер выбранного нотоносца, включая всё, что на нём находится - ключ, ключевые знаки, сами ноты и т. д.
В разделе Note Limits вы можете ограничить диапазон отображаемых в партитуре нот. Все ноты, вышедшие за этот диапазон будут отображаться светло-серым цветом, а если вы зайдёте в настройки (File - Preferences - Score - Editing) и поставите галочку рядом с "Hide Notes Beyond Limits", тогда эти ноты вообще не будут отображаться в партитуре.
Для чего это может быть полезно. Есть VST-инструменты, управление которыми осуществляется при помощи дополнительных клавиш на клавиатуре. Т. е., основная нота пишется как обычно, а вот её параметры задаются другой нотой (обычно, в нижнем диапазоне), которая сама по себе не имеет звучания, но воздействует на основную ноту. Например, в RealGuitar такими дополнительными нотами указываются приёмы исполнения основной ноты или аккорда - удар вниз, вверх, заглушить, арпеджировать и пр. Или в VSL (Vienna Symphonic Library) на дополнительные ноты настроено переключение артикуляции.
Понятно, что в партитуре нам нужны только основные ноты, а дополнительные будут портить вид, особенно если они находятся на несколько октав ниже. Здесь мы и можем ограничить диапазон, чтобы дополнительные ноты выполняли свою функцию, но в партитуре не мешались.Ну и раздел "Score Drum Map" настраивает вид нотносца для ударных, а в разделе "Fixed Stems" вы ограничиваете высоту штилей для разных "голосов" в ударных - высота не будет превышать заданных значений:
Опять же, если вы выбрали Presets - Jazz+pop - Drumset, то делать какие-то настройки в этих разделах не обязательно, разве что сделать нотоносец из одной линии (как для некоторой перкуссии симфонического оркестра), установив галочку на "Single Line Drum Stuff".