В предыдущих обзорах микшера Cubase мы рассмотрели настройки его вида, а также команды для его каналов.
Обзор микшера в Cubase
Обзор микшера в Cubase - 2
Теперь рассмотрим основные операции в самих каналах микшера. В общем-то, можно и так догадаться, что регулятор громкости регулирует громкость, а регулятор панорамы - панораму. Но мы более детально изучим некоторые тонкости этих операций, опять же, для того, чтобы сделать нашу работу в микшере удобней и эффективней.
Например, с кнопками Solo и Mute всё понятно - включение первой делает канал единственно звучащим, заглушая остальные, а второй наоборот - заглушает этот канал, оставив звучать остальные.
Но есть ещё один режим, для которого нет своей кнопки, - "Solo Defeat" - в этом режиме канал не заглушается, даже если на каком-то другом канале включен режим "Solo". Удобная функция, если вам надо оставить какую-то дорожку постоянно звучащей (например, с ударными), но остальные треки слушать по отдельности (соло).
Активировать режим "Solo Defeat" на канале можно, нажав кнопку "S" (Solo), удерживая клавишу Alt, кнопка будет с буквой "D":
Далее, рассмотрим настройки панорамы. Кроме того режима, что отображается по умолчанию - светящийся курсор посередине, есть ещё два дополнительных режима. Можете посмотреть их, щёлкнув пр. кнопкой в поле панорамы (звуковая дорожка должна быть стереофонической):
Узнаем, что это за режимы. (Для удобства можно двойным щелчком по полю панорамы открыть увеличенный вид.)
Stereo Balance Panner - стандартный режим управления балансом между лев. и пр. каналами (для монофайлов - это единственный имеющийся режим).
Stereo Dual Panner - в этом режиме вы можете контролировать каналы по отдельности, как если бы стереофайл был "разбит" на две разных дорожки. Можно назначить им одинаковый выход (например, оба вправо), можно превратить стереофайл в моно (установив курсоры по центру), а можно даже поменять каналы местами (реверсировать).
Stereo Combined Panner - в целом, похож по функциям на предыдущий режим, разве что отображение объёма панорамы здесь в виде подсвеченной шкалы, и эту шкалу можно двигать разом, взявшись указателем за её середину.
В каждом из режимов есть свои особенности управления регуляторами. В первых двух режимах всё просто - захватываете указателем мыши курсоры и двигаете их. Замечу, что делать это намного эффективнее при зажатой клавише Shift, тогда изменения будут делаться плавнее и точнее.
А вот в режиме Stereo Combined Panner немного посложнее. Например, если вы хотите двигать какой-то один курсор (лев. или пр.), то делается это при зажатой Alt, взявшись указателем в левой или правой половине поля панорамы. Изменения, конечно, не очень точно происходят, но отредактировать значения вы можете в полях ниже с буквами L и R, щёлкнув два раза по нужному полю.
При зажатой Shift делается пропорциональное сужение-расширение шкалы.
И, наконец, сброс значений. Делается щелчком мыши при зажатой Ctrl (в MacOS - Cmd) по курсору. Правда, если в 1-ом и 3-ем режиме это делается как положено - курсоры возвращаются в своё первоначальное положение до их редактирования, то во 2-ом режиме (Stereo Dual Panner) курсоры почему-то устанавливаются в центр панорамы, а не по краям, где и были.
Регулятор громкости. Здесь тоже не сложно, захватываем фейдер мышью и двигаем его. Или, поднеся указатель к нему, прокручиваем колёсиком - фейдер двигается. Но если вы будете проделывать то же самое, удерживая Shift, то изменения будут делаться плавнее и точнее. А сбросить фейдер до нуля - снова поможет удержанная Ctrl (или Cmd).
Подобные операции также действуют в панели канала Sends, где надо настраивать уровень отправляемого сигнала.
Теперь посмотрим, как подобные сочетания мыши и клавиш работают с эквалайзером канала (а также с кубэйсовским эквалайзером, вставленным в Inserts). Откройте Channel Settings (кнопка "e") и активируйте один из фильтров эквалайзера:
Теперь посмотрим, как эффективней работать с ним не в панели регуляторов, а в графическом окне, с огибающей. Взявшись за узел эквалайзера, мы можем перемещать его по-разному - и по вертикали и по горизонтали. Но теперь попробуем делать это, удерживая клавишу Alt - изменяться будет только параметр Freq, узел перемещается только по горизонтали. Затем, найдя нужную частоту, зажимаем Ctrl (или Cmd) меняем параметр Gain, т. е. увеличение-уменьшение, узел перемещается только вертикально.
И затем изменяем ширину фильтра (Q-Factor) при зажатой Shift. Кстати, подобное регулирование в графическом окне мышью реализовано, наверное, во многих плагинах, например, в Voxengo такое точно есть и это очень удобно.
Вот так, пользуясь тремя дополнительными клавишами на клавиатуре, мы делаем работу в программе намного удобней. А то и используем дополнительные функции, которые не присутствуют визуально в окне микшера (как, например, Solo Defeat). И запомнить их не так сложно, главное понять принцип - Alt связан с горизонтальными операциями, Shift - с вертикальными.
Обзор микшера в Cubase
Обзор микшера в Cubase - 2
Теперь рассмотрим основные операции в самих каналах микшера. В общем-то, можно и так догадаться, что регулятор громкости регулирует громкость, а регулятор панорамы - панораму. Но мы более детально изучим некоторые тонкости этих операций, опять же, для того, чтобы сделать нашу работу в микшере удобней и эффективней.
Например, с кнопками Solo и Mute всё понятно - включение первой делает канал единственно звучащим, заглушая остальные, а второй наоборот - заглушает этот канал, оставив звучать остальные.
Но есть ещё один режим, для которого нет своей кнопки, - "Solo Defeat" - в этом режиме канал не заглушается, даже если на каком-то другом канале включен режим "Solo". Удобная функция, если вам надо оставить какую-то дорожку постоянно звучащей (например, с ударными), но остальные треки слушать по отдельности (соло).
Активировать режим "Solo Defeat" на канале можно, нажав кнопку "S" (Solo), удерживая клавишу Alt, кнопка будет с буквой "D":
Далее, рассмотрим настройки панорамы. Кроме того режима, что отображается по умолчанию - светящийся курсор посередине, есть ещё два дополнительных режима. Можете посмотреть их, щёлкнув пр. кнопкой в поле панорамы (звуковая дорожка должна быть стереофонической):
Узнаем, что это за режимы. (Для удобства можно двойным щелчком по полю панорамы открыть увеличенный вид.)
Stereo Balance Panner - стандартный режим управления балансом между лев. и пр. каналами (для монофайлов - это единственный имеющийся режим).
Stereo Dual Panner - в этом режиме вы можете контролировать каналы по отдельности, как если бы стереофайл был "разбит" на две разных дорожки. Можно назначить им одинаковый выход (например, оба вправо), можно превратить стереофайл в моно (установив курсоры по центру), а можно даже поменять каналы местами (реверсировать).
Stereo Combined Panner - в целом, похож по функциям на предыдущий режим, разве что отображение объёма панорамы здесь в виде подсвеченной шкалы, и эту шкалу можно двигать разом, взявшись указателем за её середину.
В каждом из режимов есть свои особенности управления регуляторами. В первых двух режимах всё просто - захватываете указателем мыши курсоры и двигаете их. Замечу, что делать это намного эффективнее при зажатой клавише Shift, тогда изменения будут делаться плавнее и точнее.
А вот в режиме Stereo Combined Panner немного посложнее. Например, если вы хотите двигать какой-то один курсор (лев. или пр.), то делается это при зажатой Alt, взявшись указателем в левой или правой половине поля панорамы. Изменения, конечно, не очень точно происходят, но отредактировать значения вы можете в полях ниже с буквами L и R, щёлкнув два раза по нужному полю.
При зажатой Shift делается пропорциональное сужение-расширение шкалы.
И, наконец, сброс значений. Делается щелчком мыши при зажатой Ctrl (в MacOS - Cmd) по курсору. Правда, если в 1-ом и 3-ем режиме это делается как положено - курсоры возвращаются в своё первоначальное положение до их редактирования, то во 2-ом режиме (Stereo Dual Panner) курсоры почему-то устанавливаются в центр панорамы, а не по краям, где и были.
Регулятор громкости. Здесь тоже не сложно, захватываем фейдер мышью и двигаем его. Или, поднеся указатель к нему, прокручиваем колёсиком - фейдер двигается. Но если вы будете проделывать то же самое, удерживая Shift, то изменения будут делаться плавнее и точнее. А сбросить фейдер до нуля - снова поможет удержанная Ctrl (или Cmd).
Подобные операции также действуют в панели канала Sends, где надо настраивать уровень отправляемого сигнала.
Теперь посмотрим, как подобные сочетания мыши и клавиш работают с эквалайзером канала (а также с кубэйсовским эквалайзером, вставленным в Inserts). Откройте Channel Settings (кнопка "e") и активируйте один из фильтров эквалайзера:
Теперь посмотрим, как эффективней работать с ним не в панели регуляторов, а в графическом окне, с огибающей. Взявшись за узел эквалайзера, мы можем перемещать его по-разному - и по вертикали и по горизонтали. Но теперь попробуем делать это, удерживая клавишу Alt - изменяться будет только параметр Freq, узел перемещается только по горизонтали. Затем, найдя нужную частоту, зажимаем Ctrl (или Cmd) меняем параметр Gain, т. е. увеличение-уменьшение, узел перемещается только вертикально.
И затем изменяем ширину фильтра (Q-Factor) при зажатой Shift. Кстати, подобное регулирование в графическом окне мышью реализовано, наверное, во многих плагинах, например, в Voxengo такое точно есть и это очень удобно.
Вот так, пользуясь тремя дополнительными клавишами на клавиатуре, мы делаем работу в программе намного удобней. А то и используем дополнительные функции, которые не присутствуют визуально в окне микшера (как, например, Solo Defeat). И запомнить их не так сложно, главное понять принцип - Alt связан с горизонтальными операциями, Shift - с вертикальными.