В прошлом уроке мы сделали динамическую обработку вокала компрессором, теперь займёмся эквализацией.
Там же, в Панели инспектора добавим в следующий пустой слот EQ - StudioEQ.
Здесь всё просто - в эквалайзере четыре блока для управления частотами. Два средних - типа пик (peak), с их помощью можно изменять отдельный участок частотного диапазона:
Центры пиков задаются регулятором Freq, а повышение или понижение участка - регулятором Gain. За ширину пика отвечает параметр Q-Factor, чем больше его значение, тем больший участок частотного диапазона подвергнется изменениям.
Крайние блоки эквалайзера - обрезные фильтры, т. е. обрезают частотный диапазон по краям, до заданных во Freq значений. Но можно менять типы этих двух блоков - в правой их части в выпадающем меню выбирается один из предложенных вариантов:
Peak - тип фильтра станет пиковым.
Shelf - полка, в отличие от обрезного (cut), этот тип фильтра не обрезает частоты после заданных значений, а изменяет. На выбор три его разновидности.
Давайте уже начнём пользоваться эквалайзером.
Конечно, многие звукорежиссёры могут определить на слух, какой частотный отрезок в аудиоматериале и в какую сторону изменить. Но мы пока воспользуемся всё-таки программным анализом и тогда решим, как лучше использовать эквалайзер.
Откроем редактор аудио, выделим мышью волновую форму, например, одного куплета, в меню Audio нажмём Spectrum Analyzer, и в открывшемся диалоге жмём Process. После этого вы увидите окно спектрального анализа для выделенного участка волновой формы. С ним удобней всего работать, если вы поставите галочки на "Freq.Log" (логарифмический вид по горизонтали), также на "dB" (вид в дБ, а не в %, по вертикали).
Что мы можем понять по этому анализу. Что основной частотный диапазон моего пения находится в районе 125-700Гц, всякие призвуки (наверное, форманты) - в районе 1000-3500Гц, это видно по сравнительно ровным участкам огибающей. Но из всего этого бросается в глаза, например, торчащий пик на 3300Гц. Если вы проведёте указателем мыши по огибающей в окне анализа, то увидите в его правом верхнем углу данные в цифрах для текущей выбранной частоты на этой огибающей.
Я попробовал на эквалайзере послушать эту выпирающую частоту. Для пикового фильтра установил значение Freq - 3300, ширину полосы (Q-Factor) сделал небольшой, как в окне анализа, и понизил эту частоту. После этого звук стал заметно мягче. И действительно, район этих частот у многих людей делает тембр голоса резким и неприятным.
Также видно то, что ниже 70Гц находится какой-то ровный диапазон частот (особенно - подъём от 31 до 15Гц), но в таком низком диапазоне я уже не пел и, скорей всего, это низкочастотный звук, возникший из-за электрических "наводок" или нестабильного напряжения в сети, не знаю. В любом случае - это ненужный частотный отрезок и его лучше обрезать фильтром (cut), что я и сделал. На слух это не заметно, потому что такие низкие частоты и слышатся плохо и не каждая акустическая система их воспроизведёт.
Попробуйте поработать с эквалайзером, пробуя разные отрезки частотного диапазона, поизучайте. Иногда полезно сомнительную частоту наоборот - поднять (выделить), чтобы убедиться, что она мешает.
После того, как вы настроили эквалайзер для аудиофайла, послушайте его звучание вместе с остальной музыкой, потому что в отдельности он может звучать хорошо, а в миксе - будет чего-то не хватать. Также полезно слушать попеременно с работающим эквалайзером и без него - для этого используйте во время воспроизведения кнопку bypass на самом эквалайзере.
В общем-то, для обработки вокала достаточно двух эффектов, которые мы изучили - компрессор и эквалайзер. Далее мы добавим в нашу песню немного пространства при помощи эффектов эха и реверберации и закончим песню:
Завершение работы над песней в Cubase
Там же, в Панели инспектора добавим в следующий пустой слот EQ - StudioEQ.
Здесь всё просто - в эквалайзере четыре блока для управления частотами. Два средних - типа пик (peak), с их помощью можно изменять отдельный участок частотного диапазона:
Центры пиков задаются регулятором Freq, а повышение или понижение участка - регулятором Gain. За ширину пика отвечает параметр Q-Factor, чем больше его значение, тем больший участок частотного диапазона подвергнется изменениям.
Крайние блоки эквалайзера - обрезные фильтры, т. е. обрезают частотный диапазон по краям, до заданных во Freq значений. Но можно менять типы этих двух блоков - в правой их части в выпадающем меню выбирается один из предложенных вариантов:
Peak - тип фильтра станет пиковым.
Shelf - полка, в отличие от обрезного (cut), этот тип фильтра не обрезает частоты после заданных значений, а изменяет. На выбор три его разновидности.
Давайте уже начнём пользоваться эквалайзером.
Конечно, многие звукорежиссёры могут определить на слух, какой частотный отрезок в аудиоматериале и в какую сторону изменить. Но мы пока воспользуемся всё-таки программным анализом и тогда решим, как лучше использовать эквалайзер.
Откроем редактор аудио, выделим мышью волновую форму, например, одного куплета, в меню Audio нажмём Spectrum Analyzer, и в открывшемся диалоге жмём Process. После этого вы увидите окно спектрального анализа для выделенного участка волновой формы. С ним удобней всего работать, если вы поставите галочки на "Freq.Log" (логарифмический вид по горизонтали), также на "dB" (вид в дБ, а не в %, по вертикали).
Что мы можем понять по этому анализу. Что основной частотный диапазон моего пения находится в районе 125-700Гц, всякие призвуки (наверное, форманты) - в районе 1000-3500Гц, это видно по сравнительно ровным участкам огибающей. Но из всего этого бросается в глаза, например, торчащий пик на 3300Гц. Если вы проведёте указателем мыши по огибающей в окне анализа, то увидите в его правом верхнем углу данные в цифрах для текущей выбранной частоты на этой огибающей.
Я попробовал на эквалайзере послушать эту выпирающую частоту. Для пикового фильтра установил значение Freq - 3300, ширину полосы (Q-Factor) сделал небольшой, как в окне анализа, и понизил эту частоту. После этого звук стал заметно мягче. И действительно, район этих частот у многих людей делает тембр голоса резким и неприятным.
Также видно то, что ниже 70Гц находится какой-то ровный диапазон частот (особенно - подъём от 31 до 15Гц), но в таком низком диапазоне я уже не пел и, скорей всего, это низкочастотный звук, возникший из-за электрических "наводок" или нестабильного напряжения в сети, не знаю. В любом случае - это ненужный частотный отрезок и его лучше обрезать фильтром (cut), что я и сделал. На слух это не заметно, потому что такие низкие частоты и слышатся плохо и не каждая акустическая система их воспроизведёт.
Попробуйте поработать с эквалайзером, пробуя разные отрезки частотного диапазона, поизучайте. Иногда полезно сомнительную частоту наоборот - поднять (выделить), чтобы убедиться, что она мешает.
После того, как вы настроили эквалайзер для аудиофайла, послушайте его звучание вместе с остальной музыкой, потому что в отдельности он может звучать хорошо, а в миксе - будет чего-то не хватать. Также полезно слушать попеременно с работающим эквалайзером и без него - для этого используйте во время воспроизведения кнопку bypass на самом эквалайзере.
В общем-то, для обработки вокала достаточно двух эффектов, которые мы изучили - компрессор и эквалайзер. Далее мы добавим в нашу песню немного пространства при помощи эффектов эха и реверберации и закончим песню:
Ещё раз напомню, что всё написанное в этом цикле уроков - для знакомства с основными операциями создания музыки в Кубэйсе, а не подробная инструкция "как сделать, чтоб звучало не хуже запада".
Завершение работы над песней в Cubase