В предыдущей статье мы рассмотрели редактор вокала VariAudio, его вид и один из его инструментов Pitch and Warp. Посмотрим другие инструменты из этого раздела.
Есть ещё один способ работы с огибающей микроизменений высоты - регулятор Straighten Pitch (там же, в Панели инспектора). При помощи него можно выровнять огибающую - например, когда в сегменте присутствуют сильные высотные отклонения вверх-вниз.
Не обязательно делать огибающую плоской, можно просто сгладить перепады, сделать плавными.
Здесь главное - не путать такие отклонения с вибрато голосом, которое делают многие певцы, и которое сглаживать совсем нежелательно.
Также, регулятором Quantize Pitch можно понемногу сдвигать сегмент по высоте, в отличие от простого перемещения указателем, при котором сегменты привязываются строго к нотам виртуальной клавиатуры.
Теперь посмотрим другой режим редактирования - Segments. В отличие от Pitch & Warp, который делает изменения в самом аудиофайле, режим Segments работает с сегментами, не изменяя аудио.
Что это значит. Каждый сегмент - это своего рода регион, в пределах которого находится редактируемый материал. При первом анализе весь звуковой файл разбивается на эти регионы по усмотрению программы, но чего-то, на ваш взгляд, может не хватать. Например, на рисунке ниже программа уместила два слога в один сегмент:
Но это ведь два разных слога, и я хотел бы поработать над каждым по отдельности, а не в одном регионе. Поэтому я перехожу в режим Segments и разрезаю регион, наведя указатель на нижнюю часть сегмента (указатель примет форму ножниц)
Затем снова возвращаюсь в режим Pitch & Warp (переключение между режимами делается клавишей Tab) и работаю с каждым слогом по отдельности. Если программа, наоборот, разбила один слог (ноту) на несколько сегментов, а вам это не нужно, то при нажатой клавише Alt вы сможете их склеить.
Также можно менять длительность региона (не аудио). Например программа вписала в сегмент согласную букву, которую вы при пении затянули (шшш, ссс), но работать с этой буквой вы не видите смысла. Потянув за края сегмента, вы уменьшаете его длительность так, чтобы в переделах региона осталась только гласная буква (или сдвигаете весь регион, взявшись указателем за середину вверху), и потом в режиме Pitch & Warp работаете только над ней.
Теперь глянем ещё один режим редактирования вокала - MIDI Input. Нетрудно догадаться, что в этом режиме высота нот задаётся нажатием клавиши на МИДИ-клавиатуре или на виртуальной фортепианной клавиатуре (меню Devices - Virtual Keyboard). Не знаю, в промышленных масштабах, возможно, этот режим хорош - это когда много вокального материала и куда-то очень торопишься. Выделяем сегмент, на миди-клаве нажимаем клавишу, и сегмент устанавливается на высоту нажатой клавиши. Или сразу группу сегментов переместить - выделить несколько нот, нажать клавишу - первый сегмент попадёт на нажатую клавишу, остальные изменят высоту пропорционально.
Также, если вы нажмёте на MIDI Input при нажатой Alt или Shift, включится пошаговый режим ввода.
В этом режиме вы нажимаете клавишу, высота сегмента меняется и сразу автоматически выбирается следующий за ним сегмент. То есть, вы "играете" мелодию на клавиатуре, а все сегменты по порядку меняются под эту мелодию. Здесь, конечно, надо быть уверенным, что программа разбила аудиоматериал так, как вы хотели и все сегменты будут соответствовать мелодии.
Ну, и самая полезная кнопка в этом редакторе - Reset. Она сбрасывает все изменения высоты (Pitch), смещения во времени (Warp), также и то и другое, вместе взятое (Pitch + Warp) - всё, сделанное в режиме Pitch & Warp. Можно сбросить всё, сделанное в режиме Segments, выбрав Reanalize Audio.
Вы можете применить эти команды ко всему аудиоматериалу, выбрав всё (Ctrl+A) или не выбрав ничего, либо применить к отдельным сегментам, выбирая их по очереди.
Чуть не забыл упомянуть о такой полезной функции, как Extract MIDI. С её помощью вы сможете перевести вокальный материал в миди-сообщения, для последующего экспорта в миди-файл или для того, чтоб отдать партию с этими миди-сообщениями какому-н. инструменту, который исполнит её в унисон с вокалом. Щёлкните по нижнему полю с названием Functions и в выпадающем меню выберите Extract MIDI. Откроется диалог с выбором настроек. При выборе Just Note and No... - все сегменты просто переведутся в миди-сообщения в том виде, в каком они сейчас выглядят в VariAudio.
Если выберете 2-й вариант Notes and Static..., тогда ноты будут с теми отклонениями от высоты, которые сейчас есть и это отобразится в контроллере PitchBend
Обратите внимание - в вокале это нота C#2 с отклонением вверх на 44%. То же самое будет и в миди-файле:
нота C#2, а на контроллере PitcBend - повышение её вверх, правда, не в процентах, а в других единицах.
При выбранном третьем режиме Notes And Continuouse... в миди-файл переведутся даже микроизменения высоты:
Заметьте - огибающая PitchBend в миди-файле очень похожа на огибающую микроизменений высоты в аудиофайле.
Варианты экспорта с учётом изменения высоты очень полезны, если вы потом подключите к треку с этим миди-файлом, например, скрипку - она так же будет "плавать" по высоте, как и голос. Не забудьте в поле Destination выбрать пункт New MIDI Track, чтобы миди-файл записывался на новый трек, иначе он разместится на первом ему попавшемся...
Ну вот мы и рассмотрели основные возможности редактора вокала VariAudio. В заключение хотел бы сказать, что, несмотря на такие богатые возможности этого редактора, злоупотреблять им не стоит. Лучше вообще, как можно реже им пользоваться. Конечно, если вы хотите подарить миру ещё один плоский вокальный "шедевр", который уйдёт вместе с возрастом школьников - тогда такой редактор (и подобные ему) очень поможет.
Но такие музыкальные группы, как "Кино", "Сплин", "Агата" и др., нравились людям ведь не потому, что у них было меньше всего микроизменений высоты в вокале...
Это я к тому, что над вокалом старайтесь работать не в компьютерной программе, а всё-таки как-то по-другому.
Обработка вокала в Cubase - компрессор
Есть ещё один способ работы с огибающей микроизменений высоты - регулятор Straighten Pitch (там же, в Панели инспектора). При помощи него можно выровнять огибающую - например, когда в сегменте присутствуют сильные высотные отклонения вверх-вниз.
Не обязательно делать огибающую плоской, можно просто сгладить перепады, сделать плавными.
Также, регулятором Quantize Pitch можно понемногу сдвигать сегмент по высоте, в отличие от простого перемещения указателем, при котором сегменты привязываются строго к нотам виртуальной клавиатуры.
Теперь посмотрим другой режим редактирования - Segments. В отличие от Pitch & Warp, который делает изменения в самом аудиофайле, режим Segments работает с сегментами, не изменяя аудио.
Что это значит. Каждый сегмент - это своего рода регион, в пределах которого находится редактируемый материал. При первом анализе весь звуковой файл разбивается на эти регионы по усмотрению программы, но чего-то, на ваш взгляд, может не хватать. Например, на рисунке ниже программа уместила два слога в один сегмент:
Но это ведь два разных слога, и я хотел бы поработать над каждым по отдельности, а не в одном регионе. Поэтому я перехожу в режим Segments и разрезаю регион, наведя указатель на нижнюю часть сегмента (указатель примет форму ножниц)
Затем снова возвращаюсь в режим Pitch & Warp (переключение между режимами делается клавишей Tab) и работаю с каждым слогом по отдельности. Если программа, наоборот, разбила один слог (ноту) на несколько сегментов, а вам это не нужно, то при нажатой клавише Alt вы сможете их склеить.
Также можно менять длительность региона (не аудио). Например программа вписала в сегмент согласную букву, которую вы при пении затянули (шшш, ссс), но работать с этой буквой вы не видите смысла. Потянув за края сегмента, вы уменьшаете его длительность так, чтобы в переделах региона осталась только гласная буква (или сдвигаете весь регион, взявшись указателем за середину вверху), и потом в режиме Pitch & Warp работаете только над ней.
Теперь глянем ещё один режим редактирования вокала - MIDI Input. Нетрудно догадаться, что в этом режиме высота нот задаётся нажатием клавиши на МИДИ-клавиатуре или на виртуальной фортепианной клавиатуре (меню Devices - Virtual Keyboard). Не знаю, в промышленных масштабах, возможно, этот режим хорош - это когда много вокального материала и куда-то очень торопишься. Выделяем сегмент, на миди-клаве нажимаем клавишу, и сегмент устанавливается на высоту нажатой клавиши. Или сразу группу сегментов переместить - выделить несколько нот, нажать клавишу - первый сегмент попадёт на нажатую клавишу, остальные изменят высоту пропорционально.
Также, если вы нажмёте на MIDI Input при нажатой Alt или Shift, включится пошаговый режим ввода.
В этом режиме вы нажимаете клавишу, высота сегмента меняется и сразу автоматически выбирается следующий за ним сегмент. То есть, вы "играете" мелодию на клавиатуре, а все сегменты по порядку меняются под эту мелодию. Здесь, конечно, надо быть уверенным, что программа разбила аудиоматериал так, как вы хотели и все сегменты будут соответствовать мелодии.
Ну, и самая полезная кнопка в этом редакторе - Reset. Она сбрасывает все изменения высоты (Pitch), смещения во времени (Warp), также и то и другое, вместе взятое (Pitch + Warp) - всё, сделанное в режиме Pitch & Warp. Можно сбросить всё, сделанное в режиме Segments, выбрав Reanalize Audio.
Вы можете применить эти команды ко всему аудиоматериалу, выбрав всё (Ctrl+A) или не выбрав ничего, либо применить к отдельным сегментам, выбирая их по очереди.
Чуть не забыл упомянуть о такой полезной функции, как Extract MIDI. С её помощью вы сможете перевести вокальный материал в миди-сообщения, для последующего экспорта в миди-файл или для того, чтоб отдать партию с этими миди-сообщениями какому-н. инструменту, который исполнит её в унисон с вокалом. Щёлкните по нижнему полю с названием Functions и в выпадающем меню выберите Extract MIDI. Откроется диалог с выбором настроек. При выборе Just Note and No... - все сегменты просто переведутся в миди-сообщения в том виде, в каком они сейчас выглядят в VariAudio.
Если выберете 2-й вариант Notes and Static..., тогда ноты будут с теми отклонениями от высоты, которые сейчас есть и это отобразится в контроллере PitchBend
Обратите внимание - в вокале это нота C#2 с отклонением вверх на 44%. То же самое будет и в миди-файле:
нота C#2, а на контроллере PitcBend - повышение её вверх, правда, не в процентах, а в других единицах.
При выбранном третьем режиме Notes And Continuouse... в миди-файл переведутся даже микроизменения высоты:
Варианты экспорта с учётом изменения высоты очень полезны, если вы потом подключите к треку с этим миди-файлом, например, скрипку - она так же будет "плавать" по высоте, как и голос. Не забудьте в поле Destination выбрать пункт New MIDI Track, чтобы миди-файл записывался на новый трек, иначе он разместится на первом ему попавшемся...
Ну вот мы и рассмотрели основные возможности редактора вокала VariAudio. В заключение хотел бы сказать, что, несмотря на такие богатые возможности этого редактора, злоупотреблять им не стоит. Лучше вообще, как можно реже им пользоваться. Конечно, если вы хотите подарить миру ещё один плоский вокальный "шедевр", который уйдёт вместе с возрастом школьников - тогда такой редактор (и подобные ему) очень поможет.
Но такие музыкальные группы, как "Кино", "Сплин", "Агата" и др., нравились людям ведь не потому, что у них было меньше всего микроизменений высоты в вокале...
Это я к тому, что над вокалом старайтесь работать не в компьютерной программе, а всё-таки как-то по-другому.
А вот в развитии абсолютного слуха Cubase очень даже неплохо может помочь.
Обработка вокала в Cubase - компрессор