Эта статья - продолжение работы над созданием песни на компьютере и посвящена дальнейшей обработке вокала, после того, как мы поработали над ним при помощи редактора VariAudio.
Щёлкаем по пустому слоту в Панели инспектора Inserts и выбираем Dynamics - Compressor. Это компрессор и его задача будет в том, чтобы сделать плотность звука равномерней. Если вы откроете редактор аудио, то увидите перепады в волновой форме:
В целом, это нормально, всегда есть громкие части слова или тихие. Это же не синтезатор, который генерирует звук одинаковой мощности.
Но, дело в том, что в сочетании с музыкой возникнут некоторые явления - тихие места речи будут заглушены музыкой (пропадут), а громкие, наоборот, "вылезут". И хотя я спел достаточно бодро и текст слышится нормально, всё же воспользуемся этой обработкой.
Итак, у нас появился компрессор, будем его настраивать. Принцип его работы такой - как только уровень сигнала превышает значение Threshold (например установлено "-10dB", а сигнал поднялся до "-6dB"), он срабатывает и уменьшает превышенный уровень (4dB) во столько раз, сколько указано в Ratio (степень сжатия) - например, "2". После работы компрессора сигнал будет превышать уже не на 4 dB, а 4:2=2, то есть на 2dB.
При этом можно задать время, которое произойдёт с момента превышения сигнала до срабатывания компрессора, в параметре Attack. Для чего это нужно. Например, чтобы пропустить атаку бас-барабана (70ms) без изменений, но остальной его звук сжать. Можно, наоборот, уменьшить Attack до минимума и компрессор будет включаться сразу после превышения сигнала.
Release задаёт время, через которое компрессор перестает действовать на сигнал после срабатывания - это время для его "расслабления". Чем меньше его значение, тем резче он будет выключаться.
Разобравшись с этими основными настройками компрессора, можно добиваться разных результатов и эффектов обработки звука.
Теперь осталось узнать, какие же значения ввести для этих регуляторов. Для этого сделаем небольшой анализ звукового файла. Откроем звуковой редактор, выделим один куплет (провести мышью по волновой форме), затем в меню Audio выберем Statistics. Появится окно статистики - нас пока интересует данные из нижней его части:
В выбранном аудиосигнале средняя мощность звуковых "пиков" (max RMS) -9,65 дБ, а средняя мощность в целом (Average) -17,8 дБ. Вот в этом районе мы и установим порог срабатывания компрессора. Чем ближе к средней мощности (Average) будет этот порог, тем бОльшая часть звука будет подвергаться компрессии. А если порог ближе к max RMS, то обработке подвергаться будут только громкие звуки.
Ещё один регулятор Analysis - режим работы компрессора. Таких режимов обычно два: PEAK - реакция на пиковые значения и RMS - реакция на среднюю мощность. Первый режим подходит больше для аудио с короткими и сильными пиками, но малой общей мощностью - например, для ударных. Второй режим больше подходит для распевного вокала или струнно-смычковых, так как работает со средней мощностью. Потому нужно учитывать, что вы хотите обработать. Если приближаете Threshold к средней мощности ("Average" из статистики), то и режим должен быть ближе к RMS. Если работаете с пиковыми значениями ("Max RMS") и хотите уменьшить только их, то и режим ближе к Peak. В отличие от большинства компрессоров из других музпрограмм, у которых эти режимы просто переключаются с одного на другой, в Кубэйсе есть возможность плавно переходить от одного к другому регулятором Analysis.
Результаты работы компрессора можно наблюдать в его графическом поле:
Шкала In показывает входящий в него сигнал, на шкале GR видно моменты его срабатывания, а OUT показывает конечный сигнал. Можно с пользой разглядывать их - например, если в шкале GR индикатор скачет постоянно, значит стоит уменьшить порог срабатывания, или режим работы (Analysis) приблизить к RMS. Если скачки индикатора слишком большие, стоит подумать над степенью сжатия, потому что это значит, что сигнал очень сильно обрабатывается.
Ведь что, на самом деле, делает компрессор (да и другие эффекты) с аудиосигналом? Искажает его - меняет волновую форму, искажает частотный диапазон. И лучше делать эти искажения менее заметными.
В итоге, я настроил свой компрессор по-среднему: порог срабатывания установил ближе к пиковой мощности (-12 дБ), степень сжатия - в 3 раза, а режим выбрал почти средний, но ближе к пиковому (Analysis 40), поскольку мой вокал исполнен хоть и не короткими слогами, но и не нараспев. После этого громкие звуки в пении перестали так резко выделяться.
Если в результате работы компрессора вы слышите, что вокал стал тише, то можете компенсировать эту потерю при помощи регулятора Make-Up на самом компрессоре. Конечно, можно увеличить громкость в микшере, но ведь за этим эффектом будет следующий - эквалайзер, поэтому пока рано повышать общую громкость трека..
Существуют разные поверья о способах обработки вокала, а также легенды о чудесных эффектах для этого, передаваемые из уст в уста на форумах. На самом деле, самая лучшая обработка - это её отсутствие, или хотя бы минимум. Вся работа над музыкой делается до записи или во время неё.
Основные инструменты, которые нам сейчас понадобятся - компрессор и эквалайзер. Вот их и "повесьте" на свой аудиотрек. В Панели инспектора найдите вкладку Inserts и раскройте её. У нас есть целых 8 слотов для добавления туда эффектов обработки.Щёлкаем по пустому слоту в Панели инспектора Inserts и выбираем Dynamics - Compressor. Это компрессор и его задача будет в том, чтобы сделать плотность звука равномерней. Если вы откроете редактор аудио, то увидите перепады в волновой форме:
В целом, это нормально, всегда есть громкие части слова или тихие. Это же не синтезатор, который генерирует звук одинаковой мощности.
Но, дело в том, что в сочетании с музыкой возникнут некоторые явления - тихие места речи будут заглушены музыкой (пропадут), а громкие, наоборот, "вылезут". И хотя я спел достаточно бодро и текст слышится нормально, всё же воспользуемся этой обработкой.
Итак, у нас появился компрессор, будем его настраивать. Принцип его работы такой - как только уровень сигнала превышает значение Threshold (например установлено "-10dB", а сигнал поднялся до "-6dB"), он срабатывает и уменьшает превышенный уровень (4dB) во столько раз, сколько указано в Ratio (степень сжатия) - например, "2". После работы компрессора сигнал будет превышать уже не на 4 dB, а 4:2=2, то есть на 2dB.
При этом можно задать время, которое произойдёт с момента превышения сигнала до срабатывания компрессора, в параметре Attack. Для чего это нужно. Например, чтобы пропустить атаку бас-барабана (70ms) без изменений, но остальной его звук сжать. Можно, наоборот, уменьшить Attack до минимума и компрессор будет включаться сразу после превышения сигнала.
Release задаёт время, через которое компрессор перестает действовать на сигнал после срабатывания - это время для его "расслабления". Чем меньше его значение, тем резче он будет выключаться.
Разобравшись с этими основными настройками компрессора, можно добиваться разных результатов и эффектов обработки звука.
Теперь осталось узнать, какие же значения ввести для этих регуляторов. Для этого сделаем небольшой анализ звукового файла. Откроем звуковой редактор, выделим один куплет (провести мышью по волновой форме), затем в меню Audio выберем Statistics. Появится окно статистики - нас пока интересует данные из нижней его части:
В выбранном аудиосигнале средняя мощность звуковых "пиков" (max RMS) -9,65 дБ, а средняя мощность в целом (Average) -17,8 дБ. Вот в этом районе мы и установим порог срабатывания компрессора. Чем ближе к средней мощности (Average) будет этот порог, тем бОльшая часть звука будет подвергаться компрессии. А если порог ближе к max RMS, то обработке подвергаться будут только громкие звуки.
Ещё один регулятор Analysis - режим работы компрессора. Таких режимов обычно два: PEAK - реакция на пиковые значения и RMS - реакция на среднюю мощность. Первый режим подходит больше для аудио с короткими и сильными пиками, но малой общей мощностью - например, для ударных. Второй режим больше подходит для распевного вокала или струнно-смычковых, так как работает со средней мощностью. Потому нужно учитывать, что вы хотите обработать. Если приближаете Threshold к средней мощности ("Average" из статистики), то и режим должен быть ближе к RMS. Если работаете с пиковыми значениями ("Max RMS") и хотите уменьшить только их, то и режим ближе к Peak. В отличие от большинства компрессоров из других музпрограмм, у которых эти режимы просто переключаются с одного на другой, в Кубэйсе есть возможность плавно переходить от одного к другому регулятором Analysis.
Результаты работы компрессора можно наблюдать в его графическом поле:
Шкала In показывает входящий в него сигнал, на шкале GR видно моменты его срабатывания, а OUT показывает конечный сигнал. Можно с пользой разглядывать их - например, если в шкале GR индикатор скачет постоянно, значит стоит уменьшить порог срабатывания, или режим работы (Analysis) приблизить к RMS. Если скачки индикатора слишком большие, стоит подумать над степенью сжатия, потому что это значит, что сигнал очень сильно обрабатывается.
Ведь что, на самом деле, делает компрессор (да и другие эффекты) с аудиосигналом? Искажает его - меняет волновую форму, искажает частотный диапазон. И лучше делать эти искажения менее заметными.
В итоге, я настроил свой компрессор по-среднему: порог срабатывания установил ближе к пиковой мощности (-12 дБ), степень сжатия - в 3 раза, а режим выбрал почти средний, но ближе к пиковому (Analysis 40), поскольку мой вокал исполнен хоть и не короткими слогами, но и не нараспев. После этого громкие звуки в пении перестали так резко выделяться.
Если в результате работы компрессора вы слышите, что вокал стал тише, то можете компенсировать эту потерю при помощи регулятора Make-Up на самом компрессоре. Конечно, можно увеличить громкость в микшере, но ведь за этим эффектом будет следующий - эквалайзер, поэтому пока рано повышать общую громкость трека..
Ещё раз напомню, что всё написанное в этом цикле уроков - для знакомства с основными операциями создания музыки в Кубэйсе, а не подробная инструкция "как сделать, чтоб звучало не хуже запада".
Обработка вокала в Cubase - эквалайзер