Вот мы и подошли к завершению песни на компьютере.
Виртуальный ансамбль нам сыграл, мы как смогли - спели, обработали вокал основными эффектами и теперь осталось придать нашей песне нормальный вид, чем мы сейчас и займёмся.
Итак, когда мы слушаем какого-нибудь "живого" певца и его "живой" ансамбль, до нас доходит звук прошедший некоторое пространство, в котором возникли такие явления, как эхо (реверберация). А в музыкальном проекте, который у нас играет на компьютере, этих явлений пока нет, и голос звучит так, как мы его и записывали в микрофон - очень близко.
На рисунке ниже изображен путь следования звукового сигнала. Слева - это просто аудио (или VST Instruments) канал, со включенным в него эффектом. Справа - такой же аудиоканал, но только с него сигнал был отправлен на FX-канал.
Обратите внимание, чем отличается первый вариант от второго. Ранее мы уже пользовались эффектами, вставляя их в Inserts - это были компрессор и эквалайзер. Звук обрабатывался эффектом и потом выходил на Stereo Out (первый вариант).
При помощи Sends (второй вариант) мы отправляем сигнал на FX-канал, где этот сигнал обрабатывается вставленным в его Insert эффектом (если вы не встроите в него никакого эффекта, то звук пройдёт через него без обработки и просто будет дублировать звук с аудиоканала). И на Stereo Out выходит теперь два разных звука: с аудиоканала + с FXканала.
Чем удобен такой вариант? Ведь можно просто - в каждый аудиоканал вставить по эффекту реверберации с одинаковыми настройками.
Но если в проекте много таких аудиоканалов, то, чем больше мы добавим эффектов, тем больше нагрузка на процессор компьютера. И если мы захотим изменить, например, объём нашей виртуальной комнаты - это придётся настраивать в каждом эффекте реверберации на каждом аудиоканале. Или захотим послушать всё без эффекта - тогда будем щёлкать каждый канал и отключать эффект.
Слева находится раздел Inserts, а справа Sends - именно там мы будем настраивать отправление сигнала на FX-канал. В общем-то, то же самое можно сделать и в Панели инспектора самого трека (зайдя в раздел Sends), но пора бы уже начать пользоваться микшером (лучше, если изучить его подробнее). Щёлкаем по пустому слоту - в выпавшем меню должен присутствовать добавленный нами ранее FX-канал (например, FX 1). Для удобства можете переименовать его в "Reverb", чтобы потом узнавать (особенно, если у вас есть несколько FX-каналов).
Теперь вам надо активировать отправку сигнала - нажать маленькую кнопку выше.
Но это ещё не всё. Количество сигнала, отправляемого на канал эффектов можно регулировать. Т. е. вы можете отправить на FX не весь сигнал (0 dB), а меньшей громкости, и после его обработки к основному сигналу подмешается только малая его часть. Вам надо настроить это кол-во регулятором send level - это такая шкала в низу слота.
Теперь вернёмся к FX-каналу, откроем его настройки кнопкой с буквой "e", а затем вызовем окно вставленного в него эффекта реверберации, нажав над ним такую же кнопку (как вы поняли - такая кнопка встречается у всего - это open/close). Обратите внимание на регулятор Mix в окне плагина.
Этим регулятором настраивается уровень обработанного сигнала после выхода звука из эффекта. Например, мы видим значение 40 - это значит, что обработанного сигнала тут 40%, а остальное (60%) - это чистый сигнал. Если бы мы вставили этот эффект в аудиоканал, то этим регулятором бы и настраивали количество обработки. Но, поскольку мы воспользовались функцией отправки (Sends), где у нас уже есть чистый сигнал с самого аудиотрека и на канале эффектов нам нужен только обработанный сигнал - ставим значение 100. Теперь послушайте, как это звучит. Если реверберация вам покажется слишком сильной, уменьшайте уровень посыла сигнала (send level) в аудиоканале.
Теперь проделаем то же самое с виртуальными инструментами - отправим их сигнал на канал эффектов.
То есть, если миди-трек "Guit" (гитара) играет VST-инструментом "2-Halione One", то и в микшере вы должны найти канал этого инструмента "Halione One(2)" и работать с ним.
Вот теперь ваша песня должна зазвучать почти по-настоящему.
В заключение хочу сказать, что для вокала я создал ещё один FX-канал с эффектом Delay - Stereo Delay, установив задержки 170 и 300ms (не забудьте значение mix установить 100%), и ударных на эффект реверберации отправил немного меньше, чем остальных инструментов. Ну, а бас-гитару лучше оставить без реверберации.
Также можете попробовать оживить игру "музыкантов" при помощи миди-модификаторов, например, ударные.
На всякий случай - ещё раз ставлю сюда эту простенькую песню:
Удачи.
Виртуальный ансамбль нам сыграл, мы как смогли - спели, обработали вокал основными эффектами и теперь осталось придать нашей песне нормальный вид, чем мы сейчас и займёмся.
Итак, когда мы слушаем какого-нибудь "живого" певца и его "живой" ансамбль, до нас доходит звук прошедший некоторое пространство, в котором возникли такие явления, как эхо (реверберация). А в музыкальном проекте, который у нас играет на компьютере, этих явлений пока нет, и голос звучит так, как мы его и записывали в микрофон - очень близко.
Поэтому мы сами сымитируем эти явления - добавим отражения от виртуальных стен в виртуальной комнате, т. е. реверберацию.
Создадим канал эффектов - меню Project (или пр. кнопкой по панели треков) - Add FX Channel Track. В проекте (и в микшере) появится новый канал FX Channel. На этом FX-канале мы и создадим эффект реверберации - зайдем в Панель инспектора в раздел Inserts и в пустом слоте выберем Reverb - RoomWorks SE. Теперь звук с этого FX-канала будет обработан эффектом реверберации. Осталось только отправить на него этот звук, потому что своих данных этот канал не может иметь (попробуйте перетащить на него аудио или миди файл), но предназначен именно для приёма аудиосигнала с других каналов.На рисунке ниже изображен путь следования звукового сигнала. Слева - это просто аудио (или VST Instruments) канал, со включенным в него эффектом. Справа - такой же аудиоканал, но только с него сигнал был отправлен на FX-канал.
Обратите внимание, чем отличается первый вариант от второго. Ранее мы уже пользовались эффектами, вставляя их в Inserts - это были компрессор и эквалайзер. Звук обрабатывался эффектом и потом выходил на Stereo Out (первый вариант).
При помощи Sends (второй вариант) мы отправляем сигнал на FX-канал, где этот сигнал обрабатывается вставленным в его Insert эффектом (если вы не встроите в него никакого эффекта, то звук пройдёт через него без обработки и просто будет дублировать звук с аудиоканала). И на Stereo Out выходит теперь два разных звука: с аудиоканала + с FXканала.
Чем удобен такой вариант? Ведь можно просто - в каждый аудиоканал вставить по эффекту реверберации с одинаковыми настройками.
Но если в проекте много таких аудиоканалов, то, чем больше мы добавим эффектов, тем больше нагрузка на процессор компьютера. И если мы захотим изменить, например, объём нашей виртуальной комнаты - это придётся настраивать в каждом эффекте реверберации на каждом аудиоканале. Или захотим послушать всё без эффекта - тогда будем щёлкать каждый канал и отключать эффект.
Поэтому, для таких, общих для всех, эффектов как реверберация и создаются FX-каналы.
Итак, создали FX-канал, вставили в него эффект, теперь будем отправлять на него аудиосигналы. Для этого открываем микшер (F3), затем, щёлкнув по кнопке с буквой "e" на вокальном канале откроем Channel Settings - настройки канала.Слева находится раздел Inserts, а справа Sends - именно там мы будем настраивать отправление сигнала на FX-канал. В общем-то, то же самое можно сделать и в Панели инспектора самого трека (зайдя в раздел Sends), но пора бы уже начать пользоваться микшером (лучше, если изучить его подробнее). Щёлкаем по пустому слоту - в выпавшем меню должен присутствовать добавленный нами ранее FX-канал (например, FX 1). Для удобства можете переименовать его в "Reverb", чтобы потом узнавать (особенно, если у вас есть несколько FX-каналов).
Теперь вам надо активировать отправку сигнала - нажать маленькую кнопку выше.
Но это ещё не всё. Количество сигнала, отправляемого на канал эффектов можно регулировать. Т. е. вы можете отправить на FX не весь сигнал (0 dB), а меньшей громкости, и после его обработки к основному сигналу подмешается только малая его часть. Вам надо настроить это кол-во регулятором send level - это такая шкала в низу слота.
Теперь вернёмся к FX-каналу, откроем его настройки кнопкой с буквой "e", а затем вызовем окно вставленного в него эффекта реверберации, нажав над ним такую же кнопку (как вы поняли - такая кнопка встречается у всего - это open/close). Обратите внимание на регулятор Mix в окне плагина.
Этим регулятором настраивается уровень обработанного сигнала после выхода звука из эффекта. Например, мы видим значение 40 - это значит, что обработанного сигнала тут 40%, а остальное (60%) - это чистый сигнал. Если бы мы вставили этот эффект в аудиоканал, то этим регулятором бы и настраивали количество обработки. Но, поскольку мы воспользовались функцией отправки (Sends), где у нас уже есть чистый сигнал с самого аудиотрека и на канале эффектов нам нужен только обработанный сигнал - ставим значение 100. Теперь послушайте, как это звучит. Если реверберация вам покажется слишком сильной, уменьшайте уровень посыла сигнала (send level) в аудиоканале.
Теперь проделаем то же самое с виртуальными инструментами - отправим их сигнал на канал эффектов.
Обращаю внимание, что сигнал вы посылаете не с миди-треков, а именно с каналов инструментов, которыми эти миди-треки играют.
То есть, если миди-трек "Guit" (гитара) играет VST-инструментом "2-Halione One", то и в микшере вы должны найти канал этого инструмента "Halione One(2)" и работать с ним.
Вот теперь ваша песня должна зазвучать почти по-настоящему.
В заключение хочу сказать, что для вокала я создал ещё один FX-канал с эффектом Delay - Stereo Delay, установив задержки 170 и 300ms (не забудьте значение mix установить 100%), и ударных на эффект реверберации отправил немного меньше, чем остальных инструментов. Ну, а бас-гитару лучше оставить без реверберации.
Также можете попробовать оживить игру "музыкантов" при помощи миди-модификаторов, например, ударные.
На всякий случай - ещё раз ставлю сюда эту простенькую песню:
Ещё раз напомню, что всё написанное в этом цикле уроков - для знакомства с основными операциями создания музыки в Кубэйсе, а не подробная инструкция "как сделать, чтоб звучало не хуже запада".
И когда у вас получится какая-нибудь неплохая песня, почитайте, куда можно выложить свою музыку, а то и даже заработать музыкой в интернете.Удачи.